В Росатоме обсудили перспективы развития проекта «Передовые инженерные школы»
en

В Росатоме обсудили перспективы развития проекта «Передовые инженерные школы»

В Росатоме обсудили перспективы развития проекта «Передовые инженерные школы»

Пресс-релиз

На площадке Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ, входит в Консорциум опорных вузов Госкорпорации «Росатом») состоялось выездное заседание Совета по вопросам содействия развитию Передовых инженерных школ. Мероприятие объединило представителей руководства Росатома, а также вузов, совместно с которыми Госкорпорация реализует образовательные программы в рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы» («ПИШ»).

Росатом участвует в проекте «ПИШ» с 2022 года. На сегодняшний день организации отрасли создали на базе технических вузов семь школ по важным для отрасли направлениям: «Интеллектуальные системы тераностики», «Производственные технологии будущего», «Атомное машиностроение и системы высокой плотности энергии», «Системы жизненного цикла объектов высокотехнологичных производств», «Химическое машиностроение и инжиниринг», «Интеллектуальные энергетические системы» и «Цифровой инжиниринг». При этом у каждой школы есть ключевой партнер в атомной отрасли — организация, которая является экспертом в направлении «ПИШ» и одновременно заказчиком высококвалифицированных кадров.

Заместитель генерального директора по персоналу Госкорпорации «Росатом» Татьяна Терентьева отметила, что в условиях быстро меняющегося мира перед страной стоит задача обеспечения технологического суверенитета. Ее решение невозможно без качественной подготовки кадров в области инженерии, машиностроения, ИТ и других перспективных направлений, считает Татьяна Терентьева, поэтому Росатом стал партнером федерального проекта «Передовые инженерные школы», и сегодня уже есть первые результаты: разработано 19 магистерских программ, по которым уже обучаются более 140 человек; план на 2024 год — более 500.

Татьяна Терентьева добавила, что одно из преимуществ программ «ПИШ» — это практико-ориентированное обучение: «Студенты с первого курса проходят практику на предприятиях, участвуют в технических турах, включаются в решение реальных бизнес-задач. Во-вторых, у каждого студента «ПИШ» есть свой наставник в отрасли, а в некоторых школах — еще и в вузе. Помимо этого, в атомной отрасли между «ПИШ» различных вузов возникают совместные образовательные проекты. Яркий пример — коллаборация МИСиС и Сеченовского университета. Такой подход позволяет получать выпускников принципиально другого уровня подготовки, которые практически со 100-процентной вероятностью приходят в отрасль, приступают к работе с минимальной адаптацией, а главное — разделяют наши цели и ценности».

Какие вузы приняли участие в заседании совета?

В заседании Совета приняли участие представители вузов, участвующих в проекте (СПбПУ, НГТУ им. Р. Е. Алексеева, НИТУ МИСиС, РХТУ им. Д. И. Менделеева, ТПУ, НГТУ им. Н. И. Лобачевского, Сеченовского университета), а также предприятий-индустриальных партнеров, в числе которых — АО «ТВЭЛ», АО «Наука и инновации», АО «ОКБМ Африкантов», АО «Юматекс», РФЯЦ-ВНИИЭФ, АО «Русатом-РДС», ООО «НПО «Центротех» и АО «НИИграфит».

Представители вузов и предприятий Росатома — о том, как реализуется проект

На заседании ректор НИЯУ «МИФИ» Владимир Шевченко рассказал о том, что в 2022 году было подано 89 заявок на участие в конкурсе программ «ПИШ», по итогам чего было создано 30 школ в 16 городах. НИЯУ «МИФИ» принял участие в этой работе как оператор, осуществляющий методическое сопровождение проекта. На базе вуза создан Методический центр, который, в том числе, определяет критерии отбора новых программ развития. Среди них — амбициозность целей и результатов, академическое признание и потенциал университета, степень проработки и обоснованности, система управления и объем внебюджетных средств, который требуется на реализацию.

Спикеры уделили внимание и методикам оценки уже запущенных программ. Директор по технологическому развитию Госкорпорации «Росатом» Андрей Шевченко представил критерии оценки технологического развития «ПИШ»: это технологии и результаты интеллектуальной деятельности, инфраструктура и оборудование, цифровизация, программное обеспечение, производство и выпуск продукции. С его точки зрения, у проектов «ПИШ» есть научно-производственная ценность, они могут брать технологические задачи бизнеса и воплощать их в жизнь. А директор Проектного офиса по развитию образования и международному сотрудничеству Госкорпорации «Росатом» Валерий Карезин в своем выступлении остановился на образовательных критериях эффективности «ПИШ». По его мнению, к ним относятся востребованность выпускников на рынке труда и интеграция их в отрасль.

Какие итоги?

По итогам заседания было решено собрать лучшие практики и предложения по дальнейшей реализации проекта «ПИШ» в атомной отрасли, а также провести следующее заседание на площадке еще одного вуза-участника.

Справка

Федеральный проект «Передовые инженерные школы» создан в 2022 году по инициативе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Цель проекта — обеспечить высокопроизводительные экспортно-ориентированные секторы экономики страны высококвалифицированными кадрами для достижения технологической независимости и создавать новейшие виды высокотехнологичной продукции в партнерстве с высокотехнологичными компаниями Российской Федерации. К 2030 году на базе вузов должно быть создано 30 передовых инженерных школ в партнерстве с высокотехнологичными российскими компаниями. В настоящее время реализуется новый этап конкурса, по итогам которого будут отобраны 10 проектов для финансирования в 2024–2026 годах. Итоги конкурсного отбора будут подведены 28 ноября.

Правительство РФ и крупные российские компании продолжают расширять спектр решений по раскрытию потенциала студентов и молодых сотрудников. Росатом и его предприятия участвуют в создании базовых кафедр в российских вузах, реализации стипендиальных программ поддержки, крупных образовательных проектов, организации практики и стажировки для студентов с последующим их трудоустройством. Молодые специалисты получают новые полезные навыки, что помогает им в карьерном росте.

Текст
Фото

Читайте также:

AtomSkills-2023: Корпоративная Академия Росатома и Республиканский институт профессионального образования Республики Беларусь подписали соглашение о сотрудничестве 
AtomSkills-2023: Корпоративная Академия Росатома и Республиканский институт профессионального образования Республики Беларусь подписали соглашение о сотрудничестве 
Пресс-релиз
Выступление Президента Российской Федерации Владимира Путина на церемонии по случаю завоза ядерного топлива на АЭС «Аккую» (Турция)
Выступление Президента Российской Федерации Владимира Путина на церемонии по случаю завоза ядерного топлива на АЭС «Аккую» (Турция)
Пресс-релиз
На блоке № 4 Балаковской АЭС завершился заключительный перед продлением срока эксплуатации плановый ремонт с элементами модернизации
На блоке № 4 Балаковской АЭС завершился заключительный перед продлением срока эксплуатации плановый ремонт с элементами модернизации
Пресс-релиз
Росатом увеличил долю в капитале группы компаний «Медскан» до 50%
Росатом увеличил долю в капитале группы компаний «Медскан» до 50%
Пресс-релиз